«Вихрелёты» - транспорт ХХI века.
Новая мировая революция может начаться в России
Автор:Дмитрий Писаренко Статья из номера:
АИФ №39
от 23 сентября 09 «В идеале для перемещения транспортного средства не требуется затрат
энергии». Этот основной постулат, кажущийся парадоксальным, но
вытекающий из закона сохранения энергии, Игорь Колпакчиев сформулировал
давно
Шли 70-е годы, приближалась московская Олимпиада. В одном из
всесоюзных НИИ рассматривали проект скоростной транспортной системы,
предложенный учёным секретарём, руководителем лаборатории Игорем
Колпакчиевым. Задача была ясна: когда в Лужниках заканчивается
очередной день соревнований, надо максимально быстро «растащить»
десятки тысяч людей по разным уголкам города. Увы, финансирование
урезали вдвое, и проект остался на бумаге. Минуло 30 лет, Олимпиада
Москве сейчас не грозит, но то, что мегаполис не справляется с
постоянно растущими транспортными потоками, ясно и ребёнку. Впрочем,
Колпакчиев, ныне гендиректор НТЦ «Взлёт», мыслит куда шире: как
Интернет обеспечил всеобщее информационное пространство, так и его
проект Интертранс призван обеспечить мир единой транспортной системой.
«Идеальный винт»«Люди стали более подвижны, объём воздушных перевозок удваивается
каждые 7 лет. Грядёт «транспортная революция», неизбежно появление
нового транспорта, который будет работать по принципу «от двери до
двери», - говорит Игорь Николаевич.
«От двери до двери» - это значит, что не нужно тратить несколько
часов, чтобы добраться до аэропорта и полировать лавку в зале ожидания.
Пассажирский самолёт будущего должен подниматься и садиться
вертикально, как вертолёт, но иметь скорости и обычные, и
гиперзвуковые, и даже космические. А площадкой для него может стать
хоть крыша дома.
Много лет Колпакчиев разрабатывал так называемую вихревую
подъёмно-тяговую систему. Её теоретическая основа базируется на
вихревых теориях создателя современной
аэродинамики Жуковского. Он ввёл понятие присоединённых вихрей - когда
лопасти винта заменяются системой вихрей. «Жуковский впервые
сформулировал принцип «идеального винта», - говорит Игорь Николаевич, -
а мы придумали, как его реализовать на практике. Причём винта как
такового нет - это совершенно новая система тяги, принципиально
отличная от современных
авиационных систем. Тяга создаётся без вращения лопастей, и она
равномерно, как у «идеального винта» Жуковского, распределена по
рабочей поверхности».
Если
снабдить такой «вихрелёт» атмосферно-космическим двигателем, его можно
выводить в космос с грузом или пассажирами на борту, уверяет
Колпакчиев. В этом случае при перелёте, скажем, из Нью-Йорка в Москву
не нужно десять часов трястись на высоте 10 тыс. метров - можно за
полчаса «проколоть» атмосферу, выйти в открытый космос, а оттуда
«спикировать» на землю и сесть в нужной точке. Продолжительность полёта
в этом случае займёт всего один-два часа!
Такому «ковру-самолёту» потребуется топливо. И понятно, что это не
бензин или керосин. Во-первых, запасы нефти тают, во-вторых, к чему
такое варварство в век передовых технологий? «Необходим накопитель
энергии, установленный прямо на транспортном средстве, причём
накопитель надёжный и эффективный, - продолжает Колпакчиев. - Учёные
долго работали над аккумуляторными батареями и маховиками для
автомобиля. (Об одной такой разработке «АиФ»
недавно писал - см. «Супермаховик профессора Гулиа» в № 21. - Прим.
авт.) Но в маховиках при вращении происходит вытягивание связующего
компонента - грубо говоря, клея. Мы нашли материал, который не
расслаивается под действием центробежных сил. При особых условиях его
прочность на порядок выше стали. Он выполнен на основе нанотехнологий,
и из него должно состоять рабочее тело маховика, который мы назвали
гипермаховиком. В нём целый ряд оригинальных технических решений,
делающих его идеальным накопителем энергии. Он пригоден как для
наземного транспорта, так и для летательных аппаратов. Расчёты
показывают, что с одной заправки электроэнергией (а с гипермаховиком
стыкуется электромотор-генератор) можно проехать до 2 тыс. км! Это как
от Москвы до Сочи по прямой. Реально же можно проехать и 10, и 12 тыс.
км за счёт того, что энергия будет возвращаться при спусках и
торможении опять в маховик. Так реализуется постулат: в идеале энергия
транспорту почти не нужна. А электромобиль с гипермаховиком способен
ездить на одной заправке всё лето»!
Когда закончится нефть
ПРОЕКТЫ Игоря Николаевича Колпакчиева существуют лишь на бумаге.
англичане предлагали учёному остаться у них, сменив гражданство. Он
этого делать не пожелал. Проявляли интерес и другие страны. Только на
родине ему все эти годы настойчиво рекомендовали не заниматься
«экотранспортом», потому что в стране достаточно нефти.
…Он показывает эскизы. Вот мобильная система «Бумеранг»: в фургон
помещён контейнер с 5-6 модулями вертикального взлёта (см. рисунки).
Снабжённые гипермаховиками, эти модули покидают контейнер и под
управлением оператора, остающегося в кабине на земле, совершают
различные действия - например, ведут разведку, патрулируют городские
улицы или опрыскивают сельхозугодья. Вот лёгкий одноколёсный самолёт
«Сафари» - тот самый «ковёр-самолёт» на вихревой тяге, садящийся на
крохотную площадку. Есть ещё бизнес-самолёт «Парабола», автолёт
«Кенгуру», складной (!) одноместный самолёт, экомобиль, гиромобиль - в
общем, голова кругом идёт. А вот и то, с чего всё начиналось, -
скоростная модульная транспортная система. Принцип «от двери до двери»
- от дома до аэровокзала или взлётной площадки.
Игорь Колпакчиев надеется, что мировая «транспортная революция» начнётся в России. И тогда страна обеспечит себе экономическое процветание.
|